«Роснефть» консолидировала претензии к ЮКОСу
АННА ФИРСОВА
«Роснефть» закрепила свои права крупнейшего после государства выгодополучателя по активам ЮКОСа. Госкомпания перекупила у консорциума западных банков долги по кредиту ЮКОСу на сумму $482 млн. Теперь «Роснефть», по мнению юристов, получит исключительное право распоряжаться ходом банкротства ЮКОСа.
Консорциум западных банков-кредиторов, подавший на прошлой неделе иск о банкротстве ЮКОСа (см. «Бизнес» от 11 марта), переуступил долг опальной компании в размере $482 млн «Роснефти».
Об этом говорится в заявлении ЮКОСа. Данные, имеющиеся в компании, позволяют предполагать, что соглашение было подписано еще 13 декабря 2005 года, отмечается в сообщении. Как рассказала «Бизнесу» пресс-секретарь ЮКОСа Клэр Дэвидсон, сейчас руководство ЮКОСа обсуждает, как действовать в новых обстоятельствах.
Источник «Бизнеса» в банковских кругах подтвердил факт переуступки банками права требования по долгу «Роснефти», однако, по его данным, это произошло не в декабре, а 14 марта. Дело о банкротстве, считает он, остановлено не будет. «Идет нормальный процесс концентрации долга в руках крупнейшего кредитора»,— сказал источник.
Он напомнил, что «Роснефть» также требует с ЮКОСа долг «Юганснефтегазу» в размере $3,5 млрд. В «Роснефти» ситуацию не комментируют.
Наиболее вероятно, что «Роснефть» уже на заседании 28 марта потребует от суда процессуально зафиксировать уступку банками своих требований к ЮКОСу, отмечает старший юрист адвокатского бюро ЕПАМ Антон Костенко. Благодаря этому «Роснефть» получит исключительные права, которые сейчас принадлежат банкам как инициаторам процедуры банкротства.
«Роснефти» было выгодно купить претензии, на которых основано заявление банков о банкротстве ЮКОСа, поясняет Костенко. От кредитора, который первым подал в суд заявление о банкротстве, во многом зависит дальнейшая судьба должника. В частности, суд должен назначить временным управляющим ту кандидатуру, которую предложит кредитор, инициировавший банкротство.
Получив дополнительные права, госкомпания наверняка становится крупнейшим кредитором ЮКОСа и приобретает право принятиярешений на собрании кредиторов, которое создается после возбуждения процедуры банкротства, добавляет управляющий партнер адвокатского бюро «Добронравов и партнеры» Юрий Добронравов.
Госкомпании в любом случае пришлось бы заплатить консорциуму западных банков, поскольку они, не получив денег от ЮКОСа, переадресовали бы требование к «Юганскнефтегазу», под экспортные поставки которого был выдан кредит, подчеркивает аналитик ИК «Файненшал бридж» Игорь Васильев.
К тому времени долг за счет пеней мог увеличиться. Смена же инициатора иска о банкротстве, по мнению Васильева, не отразится на имидже «Роснефти» в глазах западных инвесторов.