НЕМНОГОСЛОВНЫЙ, НО ИСКУСНЫЙ
Адвокатское прошлое Президента Обамы
Избранный в ноябре 2008 г. президентом США от Демократической партии, Барак Обама продемонстрировал пример беспрецедентного политического успеха, который в определенной степени может считаться результатом совмещения юридической науки и активной общественной деятельности.
Барак Хусейн Обама-младший в 1983 г. окончил Колумбийский университет, где получил степень бакалавра политологии и международных отношений. После нескольких лет работы в частном секторе будущего 44-го президента США захватили идеи преобразования социальной сферы. По данным одного из интернет-сайтов Демократической партии, именно тогда, в период работы в Чикаго, он начал осознавать необходимость совершенствования законодательства и политической сферы (http://www.barackobama.com/learn/meet_barack.php).
Следующим шагом в карьерном росте Обамы стало поступление на юридический факультет Гарвардского университета. В 1988 г. в возрасте 27 лет Обама стал студентом этой престижной школы, а уже в 1990 г. был назначен главным редактором университетского издания «Юридическое обозрение».
Барак Обама познакомился с Мишель, которая стала его супругой, в юридической фирме Sidley Austin, где он проходил стажировку. Будущая первая леди была его куратором, и, как Обама признается в своих мемуарах, ее внимания он смог добиться только «измором».
Получив в 1991 г. диплом с отличием, Обама вернулся в Чикаго, где занялся юридической практикой, преимущественно представляя в судах интересы жертв разных видов дискриминации. Кроме того, он занимался преподавательской деятельностью на юридическом факультете Чикагского университета, где преподавал конституционное право, и работал над вопросами избирательного права в небольшой юридической фирме, которая специализировалась на привлечении к избирательной деятельности малоимущих и иммигрантов (по материалам ИА CNN, Time, The New Yorker).
Карьера в «Майнер, Барнхилл и Галланд»
В 1991 г. адвокат Джадсон Майнер позвонил в Гарвард, в редакцию «Юридического обозрения», и, не надеясь на положительный ответ, предложил выпускнику Бараку Обаме присоединиться к «Майнер, Барнхилл и Галланд», состоявшей всего из 13 юристов. Будучи главным редактором «Юридического обозрения», Обама мог рассчитывать на работу в ведущих юридических фирмах США, но он выбрал чикагский «Майнер» ввиду его специализации на защите гражданских прав и развитии общин. По мнению Фея Клейтона, юриста «Майнер, Барнхилл и Галланд», «Барак и фирма идеально подходили друг другу» (Robinson, Mike. Obama got start in civil rights practice //Associated Press Writer. 20 Feb. 2007).
А подошел «Майнер, Барнхилл и Галланд» Обаме в первую очередь потому, что был близок к политике. В 1980 г. именно Джадсон Майнер представлял интересы Гарольда Вашингтона – первого черного мэра Чикаго, в аппарате которого мечтал работать Обама (McClelland, Edward. Chicago is Barack Obama’s kind of town // Salon. 14 Jan. 2008). И именно Майнер представил Обаму многим политикам.
Спустя три года после начала работы в «Майнер, Барнхилл и Галланд» Обама был избран в Сенат, но Майнер предложил ему продолжить совместную работу, и в результате Обама оказывал фирме консультационные услуги еще на протяжении восьми лет.
Майнер отмечает сильные и слабые стороны Обамы, которые проявились и во время избирательной кампании: «Будучи очень умным, он быстро улавливает нюансы юридических вопросов. Ему сложно дать моментальный простой ответ, однако при этом он отлично понимает малейшие нюансы» (Pallasch, Abdon M. Obama’s legal career // Chicago Sun-Times. 17 Dec. 2007).
Изучение дел, в которых Обама участвовал в течение своей непродолжительной юридической карьеры, показывает, что он выполнял достаточно незаметную роль в суде, уступая место своим коллегам-адвокатам.
В престижном Апелляционном суде 7-го округа, известном жесткостью судьи Ричарда Познера в обращении с неопытными юристами, Абаме удалось сохранить хладнокровие и благодаря этому предрешить скорый выигрыш дела. Впрочем, немалую роль в адвокатской победе сыграло и личное знакомство с судьей Познером по кафедре Чикагского университета.
Барак Обама никогда не претендовал на сравнение в адвокатском мастерстве со своими соперниками по предвыборной компании – адвокатом Джоном Эдвардсом, который выигрывал многомиллионные процессы, и с Хилари Клинтон, у которой была репутация сильного судебного адвоката в юридической фирме «Литтл Рокс Роуз». Он признает, что за три года работы в юридической фирме «Майнер, Барнхилл энд Галланд» в основном он находился за кулисами. Обама давал консультации, готовил документы, участвовал в подготовке свидетельских показаний и выполнял другую рутинную юридическую работу.
Как признался Обама в одном из интервью, его сильной стороной была в большей степени умственная деятельность и в меньшей – произнесение судебных речей. «Мне следовало больше выступать», – с сожалением отметил он.
Практика Барака Обамы ограничивается федеральным судом Чикаго, где он участвовал в заседаниях по нескольким делам, рассматривавшимся в районных судах, а также нескольким делам, поступившим в апелляционный суд 7-го округа, — в совокупности не более десяти дел за все время практики. Вместе с тем, практически во всех делах сторона, интересы которой представлял Обама, выигрывала. Кроме того, Барак в том или ином качестве участвовал еще порядка в 30 делах.
Дело «Желудя»
В 1995 г. губернатор-республиканец Джим Эдгар отказался дать ход федеральному закону «О регистрации избирателей при получении водительских прав», полагая, что он приведет к массовому жульничеству. Согласно законопроекту предлагалось автоматически регистрировать избирателей при получении водительских прав. На данном нововведении настаивала Демократическая партия, которая считала, что ей достанется большинство голосов тех, кто на тот момент не голосовал.
Обама представлял интересы ACORN – ассоциации общественных организаций, выступавших за немедленную реформу, известной также под названием «Желудь». Позже Ассоциацию поддержал Союз женщин-избирателей и другие общественные организации.
«Обама и его клиент были инициаторами дела – они разожгли его», – говорит Пол Моллика, представлявший Союз женщин-избирателей. Однако материалы дела говорят о другом: в судебном заседании Обама лишь представился как адвокат и сразу передал слово Полу Моллике. Однако в итоге дело было выиграно, Эдгар пытался обжаловать решение, но безуспешно.
Примерно в это же время Обама объявил о начале борьбы за место в Сенате США и отказался далее участвовать в деле.
Дело Сити-банка
В 1994 г. Обама представлял Кельвина Роберсона в деле против Сити-банка. Банку было предъявлено обвинение в систематических отказах в выдаче ипотечных кредитов афроамериканцам и представителям национальных меньшинств.
«Я не припомню, чтобы Обама хоть раз выступал в суде с пламенной речью, – над делом трудились многие юристы, выполнявшие не слишком заметную работу», – пишет Фей Клейтон, юрист, руководивший проектом (Pallasch, Abdon M. Ук. соч.).
«Во время работы над делом Сити-банка Обама был младшим юристом», – свидетельствует адвокат Роберт Крисс. – «Он только что закончил юридический факультет. Я не помню, чтобы мы с ним пересекались в зале суда».
Крисс, Клейтон и другие юристы отмечают способности Обамы к юридической деятельности, его темперамент и умение держаться в судебном заседании, но при этом они согласны с тем, что в суде он был немногословен.
Многие из участников дела спонсировали предвыборную кампанию Обамы.
Дело Баравати
В 1994 г. Обама в Апелляционном суде 7-го округа защищал Ахмада Баравати, трейдера, фактически «приговоренного» руководством после того, как он донес о совершенном ими мошенничестве.
Судья вынес решение о возмещении Баравати ущерба в размере 60 тыс. долл. США и компенсации морального вреда в размере 120 тыс. долл. США. Ответчики обжаловали решение на том основании, что судьи не имели права присуждать компенсацию, поскольку при рассмотрении подобного рода дел это не входило в их компетенцию. Обама искусно вышел из ситуации, убедив суд в том, что дело Баравати имеет иную сущность.
Обама выиграл дело о компенсации морального вреда, и Баравати получил дополнительные 120 тыс. долл. США.
«На мой взгляд, он очень умный, прогрессивный и упорный адвокат, – говорит Баравати. – Когда я встретил его, он мне напомнил Авраама Линкольна» (Pallasch, Abdon M. Ук. соч.).
***
Представляется, что юридическая практика была для Барака Обамы не более чем средством, с помощью которого он намеревался реализовать свои политические амбиции. В противном случае трудно понять, почему он никогда не выступал в суде с такой же увлеченностью, как он это делал с помоста «народного трибуна» Америки.
Статья опубликована в газете "Новая адвокатская газета", № 23/2008 (40)