17 апреля 2008
Газета "Business & FM" публикует комментарий Сергея Пашкова в статье об изменениях в корпоративном законодательстве

Business&FM

Дополнение корпоративного законодательства

Акционеры российских компаний смогут заключать соглашения по вопросам, связанным с управлением организацией, на законных основаниях. Соответствующие поправки к закону об акционерных обществах направлены Минэкономразвития в правительство. Однако и этот документ не гарантирует защиту прав сторон в случае нарушения соглашения.

Законопроект, дополняющий корпоративное законодательство понятием «акционерные соглашения», согласован со всеми заинтересованными ведомствами и направлен на рассмотрение в правительство, сообщили B&FM в Минэкономразвития. Он дает определение этого понятия, а также устанавливает порядок защиты прав сторон в случае нарушения соглашения: так, документом гарантировано право на судебную защиту соглашения и возмещение неустойки пострадавшей стороне.

Несмотря на отсутствие понятия акционерных соглашений в российском законодательстве, их заключают практически все крупные компании. При проведении IPO акционеры ОАО МТС, АФК «Система» и «Дойче телеком» заключали соглашения о том, что немецкая компания не будет продавать акции ОАО МТС в течение полугода. Соглашение между ОАО «Роснефть» и Sinopec определяло правила управления совместно приобретенной «Удмуртнефтью».

Использование акционерного соглашения эффективно до тех пор, пока его действительность не становится предметом судебного разбирательства: отсутствие в российских законах положений об акционерных соглашениях делает их нежизнеспособными, говорит юрист АБ ЕПАМ Сергей Пашков. «Важно, что в подготовленном законопроекте установлено: требования сторон, вытекающие из акционерного соглашения, подлежат судебной защите»,— отмечает Пашков. Сторона соглашения может в случае нарушения договоренности требовать с недобросовестного нарушителя возмещения убытков и неустойку, соглашается старший юрисконсульт компании «ФБКправо» Андрей Шкадов.

В документе сказано, что нарушение соглашения не может стать основанием для признания недействительными решений общества и сделок, заключенных обществом или любой из сторон соглашения.

Ситуации, когда нарушение соглашения приводит к тому, что по итогам голосования было принято не то решение, на которое рассчитывала одна из договаривающихся сторон, нередки, отмечает Шкадов.

«При этом такое решение в соответствии с законопроектом не будет признаваться недействительным, а пострадавшая сторона сможет рассчитывать только на выплату компенсации»,— говорит Шкадов.

Такое правило не позволит недобросовестным участникам рынка изменять принятые решения в своих интересах, отмечает Сергей Пашков.

КСЕНИЯ БАТАНОВА