Госзаказ, картель, тюрьма
ОКСАНА КАРПОВА
Нечестная игра при проведении госзакупок может вскоре иметь крайне неприятные последствия как для чиновников, так и для предпринимателей, уличенных в нарушении законодательства.
Как стало известно «Бизнесу», Федеральная антимонопольная служба (ФАС) намерена ужесточить ответственность за нарушение антимонопольного законодательства и предлагает трактовать сговор чиновников и компаний при осуществлении закупок для госнужд как создание картеля. Если идея ФАС будет поддержана, чиновникам, отвечающим за распределение госзаказа, и предпринимателям, вступившим с ними в сговор, грозят не только крупные штрафы, но и лишение свободы сроком до семи лет.
«Если ранее „договоренности” в предоставлении госзаказа квалифицировались как нарушение правил конкурса, то сейчас при наличии доказательств предлагается признавать их картельным сговором. Речь идет об умышленных согласованных действиях этих лиц, которые должны караться штрафами и уголовными санкциями»,— заявил «Бизнесу» Игорь Артемьев. По его словам, аналогичная правоприменительная практика давно существует в США и Европе и доказала свою успешность.
Напомним, еще в конце прошлого года Минэкономразвития предложило передать функции контроля за распределением госзаказа ФАС. Перечень потенциальных полномочий антимонопольной службы весьма широк: ФАС может получить право приостанавливать конкурсную процедуру до устранения нарушений и обжаловать решения чиновников в прокуратуре и суде (см. «Бизнес» от 21 декабря 2005 года).
По словам Игоря Артемьева, этот вопрос уже согласован в правительстве и в ближайшее время ожидается подписание соответствующего постановления. «Первичный анализ документов показывает, что для начала этой нашей работы серьезных изменений в законодательство вносить не потребуется»,— уверен Артемьев.
ФАС будет контролировать конкурсы по госзаказу на основании жалоб, поступивших в территориальные антимонопольные органы, а также проводя выборочные расследования по собственной инициативе. Если представители ФАС выявят согласованные действия недобросовестныхчиновников и предпринимателей, и тех и других ждут весьма серьезные неприятности.
Помимо дисквалификации и штрафа, нарушителям закона грозит уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до семи лет.
«Для этого ФАС должна внести в правительство новую редакцию ст. 178 УК, предусматривающую уголовное наказание за нарушение антимонопольного законодательства,— поясняет Артемьев.— Строго говоря, уже сегодня в действующей редакции этой статьи за недопущение, ограничение или устранение конкуренции предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до семи лет, но она фактически не работает. Наша задача — сделать ее реальным инструментом защиты прав граждан и добросовестного бизнеса».
«Сейчас процедура госзакупок во многом непрозрачна и способствует коррупции. Поэтому можно только приветствовать то, что ФАС получает полномочия контролера в этой сфере»,— говорит адвокат адвокатского бюро ЕПАМ Тарас Рабко. В то же время эксперты считают, что на практике антимонопольной службе будет сложно доказать, что в ходе проведения конкурсов по госзакупкам чиновники и бизнес могли согласовать свои действия. «Скорее всего, предложение ФАС — это сигнал лицам, которые проводят конкурсы по госзакупкам и участвуют в них, о том, что надзирающий орган будет всеми возможными способами препятствовать незаконным действиям»,— добавляет Рабко.
Директор института управления закупками и продажами ГУ-ВШЭ Ирина Кузнецова считает, что инициатива ФАС требует детального и взвешенного подхода. «С одной стороны, вполне логично, что экономическая деятельность будет оцениваться с точки зрения уголовного права. Но важно не перегнуть планку и не допустить, чтобы контролирующие органы по размещению госзаказа чрезмерно пользовались своим правом.
В каждом конкретном случае требуется решать, насколько к нему применимо именно уголовное право»,— говорит Кузнецова. В свою очередь член генсовета «Деловой России», генеральный директор Омского производственного объединения «Радиозавод им. А. С. Попова» Иван Поляков полагает, что для начала правительству следует создать прозрачные условия проведения конкурсов по госзаказу, то есть изменить критерии конкурсного отбора, предоставив преференции отечественным производителям, и только потом ужесточать контроль за их проведением. Еще одну опасность видит и сам Артемьев. «Эта система сама по себе имеет высокую коррупционную емкость, а это значит, что соблазнов у наших чиновников появится больше. Поэтому мы примем меры по усилению внутренней безопасности. И я сознательно говорю своим сотрудникам, что мы будем открываться в нашей работе с самого верхнего уровня, начиная с меня лично, чтобы было понятно, что и как делается, как принимаются решения»,— уверяет глава ФАС.